Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости компании Ростовское преображение канадского трактора

Ростовское преображение канадского трактора

23 сентября 2019
Ростовское преображение канадского трактора

Создание тракторного производства c нуля в России — задача нетривиальная. Мы привыкли, что отставание российских промышленных разработок от передовых образцов техники западных стран преодолеть невозможно. Причем, в основном в силу слабости компонентного производства. Однако эта задача, похоже, решаема. Свидетельство этому — история переноса производства на Ростсельмаш канадского трактора.

Как создать производство тракторов на предприятии по выпуску комбайнов — вопрос интересный, как минимум с конструкторской точки зрения. Рынок тракторов в России до сих пор далеко не насыщен. Чтобы удовлетворить его потребности, необходима техника мирового уровня, которая в стране до сих пор производилась крайне редко. Ростсельмаш решил эту задачу, создав на своей базе как производство необходимых компонентов, так и снабдив долговременными заказами сторонних российских производителей по всей стране.

Начало истории трактора на Ростсельмаш

История уходит корнями еще в 1999 год, когда активы Ростсельмаш выкупил холдинг «Новое Содружество». Ростсельмаш тогда был типичным предприятием-монстром советской эпохи, которое искало себя в новых рыночных условиях. Объем производства упал до нескольких единиц в день. Новые владельцы уже тогда осознавали, что для становления компании в новых условиях необходима как глубокая модернизация существующего производства, вывод на рынок новых моделей комбайнов, так поиск новых путей развития, связанный с расширением продуктовой линейки. Одним из направлений этого развития стал план по организации тракторного производства. Это позволило бы составить конкуренцию крупным сельхозмашиностроительным транснациональным компаниям, активно осваивающим российский рынок. Ростсельмаш должен был стать предприятием, производящим все основные виды сельхозтехники широкого спектра применения.

После исследований рынка руководство пришло к выводу, что целесообразней не тратить время и ресурсы на создание с нуля нового производства, а приобрести готовый актив. Выбор пал на канадского производители тракторов Buhler Industries Inc. (производитель тракторов под брендом VERSATILE). Традиционный рынок сбыта тракторов Buhler — Северная Америка, однако к 2006 году на территории СНГ предприятие продавало до трети выпускаемых машин. В планах канадских машиностроителей был даже проект строительства тракторного завода в Краснодарском крае.

«Новое Содружество» сыграло на опережение, сделав щедрое предложение основателю и владельцу Buhler Industries Джону Бюлеру. В октябре 2007 года стороны закрыли сделку по приобретению Buhler Industries Inc за $150 млн. Производственный потенциалом канадского предприятия позволял выпускать технику мощностью от 190 до 620 л. с.

В 2009 году Ростсельмаш наладил сборку популярной модели 2375 в Ростове-на-Дону. Объем локализации производства тогда составлял 10%. По сути это была «отверточная» сборка машкомплектов, завозимых из Северной Америки. Прорабатывался и вопрос полного переноса тракторного производства в Россию, однако выгодней было завозить готовую продукцию из Канады.

В 2015 году в России разразился финансовый кризис, национальная валюта обесценилась вдвое по отношению к доллару. Правительство откликнулось на это увеличением финансирования госпрограмм в части поддержки сельского хозяйства. Ростсельмаш — решением о полном переносе производства тракторов из Канады в Ростов-на-Дону

Выбор в пользу 2375

На предприятии был разработан план по локализации, связанный с постановлением правительства №719 от 1 октября 2015 года о критериях отнесения промышленной продукции к российской, что позволило бы рассчитывать на получение субсидий от государства.

Под новое тракторное производство было создано несколько дополнительных сварочных и механосборочных участков, а также полностью реконструирован сборочный корпус площадью более 6 тысяч кв. м.

С выбором модели долго определяться не пришлось — 2375, мощный трактор шестого класса, простой в обслуживании и знакомый по первым моделям, как нельзя лучше годился для постановки на конвейер. Эта универсальная машина востребована среди отечественных аграриев и идеально подходит для подавляющего большинства хозяйств России (в среднем земельная площадь хозяйств в России — 7,5 тыс. га на одну организацию и 200 га на одно фермерское хозяйство, по данным Росстата).

Основываясь на опыте эксплуатации первых моделей и отзывах клиентов, решено было внести ряд «локальных» нововведений. Переход на узлы и агрегаты отечественного производства должен был снизить стоимость готовой машины на 20-30%. Эта цель в итоге и была достигнута.

Основную проблему при переносе сборки представляла разная система мер в России и Канаде (метрическая и дюймовая). Это вызывало некоторые трудности в процессе проектирования. Но проведенные сравнения прочностных характеристик различных видов, а также последующие испытания позволили подобрать как необходимого сорта для рамы, а также разработать опциональную рамку быстрой сцепки. Это оборудование значительно упростило работу с различными навесными орудиями труда, адаптировало трактор к российским условиям. Была и учтена необходимость обслуживания трактора в полевых условиях (например, возможность продувать радиатор и фильтры).

Локализация затронула всех

Широко известно, что производство — не самая сильная сторона отечественного машиностроения. Между тем, надежность работы сельхозтехники целиком зависит от «смежников». Ростсельмаш пришлось организовывать производство отдельных компонентов как на своих мощностях, так и подбирая поставщиков по всей стране. С задачей в итоге удалось справиться.

На предприятии началась с производства металлических деталей конструкции — передней и задней рамы, каркаса кабины и кронштейнов. Справились и с производством гидравлических систем и деталей сложной механической обработки. Это, например, корпусное литье мостов, производство валов и шестерней.

После металла перешли к закупке российских пластиковых деталей интерьера и экстерьера, установке системы гидравлики, затем электрики. Потом подошла очередь и производства собственных стекол. Где это возможно, некоторые узлы и детали трактора унифицировали с комбайновыми. Это главным образом касается метизов, а также рукавов системы гидравлики и колес.

С 2016 года было локализовано около 15 компонентов (1099 деталей), а также составлены проекты по локализации еще 54 направлений компонентов, которые используются в производстве. По данным Ростсельмаш, 1190 изделий покупается у сторонних предприятий. Узлы и агрегаты поставляются в общей сложности из 14 городов России. По сути это позволило решить важную государственную задачу по созданию отечественной компонентной базы высокого уровня.

Сейчас на предприятии осуществляется весь необходимый комплекс технологических операций, позволяющий с уверенностью утверждать — налажено полноценное отечественное производство конкурентоспособного трактора мирового уровня. Степень локализации трактора РОСТСЕЛЬМАШ 2375 составляет 70%. Это означает, что в России производится большая часть компонентной базы этой сложной техники. Оставшиеся проценты отведены под двигатель и коробку передач (трансмиссию) иностранного производства.

При этом в скором времени Ростсельмаш запускает производство трансмиссии используемой в его тракторах. Рассматриваются варианты и по установке российского двигателя — это дело, вполне возможно, ближайшего будущего. В данном случае важно то, что три последних года не прошли даром не только для Ростсельмаш, который стал полноценным производителем широкого спектра сельхозтехники, но и для всего отечественного машиностроения, получившего новый импульс к развитию и долгосрочному планированию производства. Не хватает в целом стабильности предпринимаемых со стороны государства мер: комплексной и долгосрочной поддержки как самих аграриев, так и российских производителей сельхозтехники, что позволило бы вывести отечественное сельское хозяйство на новый уровень.

Поделиться: