Выберите ваш город
Или укажите в поле
Главная Архив новостей Новости проекта Конъюнктура рынка и точное земледелие. Опыт аграриев со всей страны

Конъюнктура рынка и точное земледелие. Опыт аграриев со всей страны

1 декабря 2022
Конъюнктура рынка и точное земледелие. Опыт аграриев со всей страны

16 ноября 2022 года прошла онлайн конференция, посвящённая точным агротехнологиям. Всероссийский масштаб конференции объединил 15 спикеров из разных регионов России. Организаторами конференции выступили журнал «АПК Эксперт» и ассоциация «Электрон Агро». Модераторы: Ольга Мазанова, главный редактор журнала «АПК Эксперт» и Поваляев Денис, технический директор ООО «Агроноут». Мероприятие состояло из трех насыщенных информацией блоков. В статье расскажем о первом блоке: конъюнктуре рынка: текущая ситуация, тренды, проблемы, вызовы. Что думают аграрии о текущей ситуации сельхоз рынка, как работают, строят планы на будущее, рассуждают о точном земледелии и делятся опытом его использования.

Дмитрий Рылько, генеральный директор института конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР):
– Конъюнктура аграрного рынка сегодня, как и всегда довольно непростая.

Наша страна собрала рекордный урожай всех зерновых. Эти рекорды носят абсолютно экстраординарный характер. Здесь, безусловно, не обошлось без небольшого притока зерна «слева». При этом мы считаем, что в этом году наши государственные органы не были нацелены на то, чтобы завышать урожай. Более того они были нацелены показать его довольно компактным.

Поскольку у нас сотни контрагентов по всей стране, мы видим, что на европейской стороне России собран рекордный урожай по всем ключевым культурам. Прежде всего пшеница, ячмень и с огромным трудом кукуруза. Все это привело к тому, что цены внутри нашей страны упали с очень высоких уровней предыдущего сезона до уровней экспортного паритета, во многих местах даже ниже.

Плюс ко всему отмечается плохая работа инфраструктуры. Сейчас зафиксирована рекордная ставка на автомобильный транспорт и железную дорогу. Все это приводит к крайне тяжелой логистической ситуации. Усугубляется еще и тем, что во многих местах тяжело справились с первым урожаем, а сейчас идет вторая волна. Урожай второй волны во многих местах некуда класть, причем не только в далёком Поволжье, но и на юге России.

Ситуация довольно тяжелая, при этом она усугубляется тем, что наша страна работает в условиях «неформальных санкций». Потому что с формальной точки зрения наши зарубежные коллеги неоднократно подтверждали то, что Россия может свободно экспортировать зерновые и вообще все продукты сельского хозяйства.

Действуют макроэкономические условия, также затрудняющие российский экспорт, потому что после 24 февраля наша страна по-прежнему продолжает много экспортировать. Но при этом резко сократился вывоз капитала и весь капитал остается в России. Это привело к укреплению курса рубля, и это тоже очень усугубило ситуацию.

Что касается экспортных пошлин, наша позиция – мы постоянно последовательно выступали против них. Эта линия обороны была снесена, но никто на это внимание не обратил. Потом мы выступали за то, чтобы сделать экспортные пошлины менее травматичными для сельского хозяйства. Частично это было реализовано, но, как нам видится, недостаточно. В общем и целом, ситуация выглядит таким образом, что пошлина приводит к тому, что цена реализации в регионах России довольно серьезно опустилась до такого уровня, что залезла в себестоимость у многих аграриев. К сожалению, в регионах практически по всем растениеводческим культурам с учетом пошлин и других обстоятельств рентабельность по сравнению с предыдущим сезоном упала в разы.

В последние два месяца мы видим ускорение экспорта по зерновым культурам. Можно отметить близкие к рекорду показатели экспорта по крайней мере по Чёрному морю. Но за счет того, что аграрии произвели такой грандиозный урожай и, что действуем в тяжелых внешних условиях, как ни крути, не получается вариант, при котором к концу сезона страна не окажется с грандиозными запасами. И эти грандиозные запасы, наверное, будут серьезно давить на рынок.

Модератор: – Что сеять в следующем сезоне?

– Мы должны понимать, что, то что было прибыльно в этом году, совершенно не означает, что будет прибыльно в следующем. И даже можно сказать, что наоборот. Выигрывают те, кто придерживается научного севооборота, который выверен для их региона с точки зрения природноклиматических условий и переработчиков либо выхода на экспортный рынок. Я предлагаю не дергаться и заниматься тем, что у вас сподручнее в следующем сезоне. В общем по югу, по центру, по Поволжью наша ключевая культура — это озимая пшеница. По центру идет грандиозный ввод масленичных культур, то есть соя будет востребована. Нужно смотреть по каждому региону, где находится хозяйство, чем оно раньше занималось, какой у него набор техники.

Роман Петрович Бондарев, операционный директор компании «РЗ Агро»:

– То, что сейчас происходит, вся ситуация в целом, и в нашем секторе в том числе – всех штормит. Люди живут в парадигме, что, возможно, все восстановится. Говоря о себестоимости, можно сказать, что сейчас мы попали в ножницы между ценой и себестоимостью. В среднем у каких-то счастливчиков она выросла на 30%, у каких-то несчастливчиков на 50%. Также наблюдается тяжелая ситуация с техникой, стоимость которой выросла на 60% в среднем. Говоря о помощи государства, она была объявлена в виде 2000 тыс. руб. на тонну зерна, которого хватает на 5 млн. тонн при производстве 100 млн тонн, она является незначительной.

Модератор: – У вас есть проблемы с хранением вашего зерна?

– Проблем с хранением у нас нет, потому что мы храним 50% произведенного зерна в сило-бэгах. Данную технологию мы начали использовать примерно 16 лет назад. Технология очень комфортная с точки зрения безопасности зерна. Резервация качества происходит без кислородной среды, что позволяет без насекомых хранить зерно до 10 месяцев.

Модератор: – В этой ситуации особо важно искать резервы рентабельности производства, где вы для своей компании их находите?

– Резервы — это момент закупки. Очень важен период, когда мы покупаем, потому что есть пик цены, есть спад цены. Оптимизация закупок позволяет хорошо контролировать свои операционные издержки. Еще резервы в персонале, потому что на персонале точно нельзя экономить, чем больше ты на нем экономишь, тем больше ты потом теряешь. Именно поэтому одна из важных категорий резервов — это управление персоналом. А также важен вопрос сколько ты выращиваешь, потому что каждый твой потраченный рубль должен максимально дальше производить. Все ищут способ больше вырастить при тех же затратах либо при меньших затратах.

Говоря про точное земледелие, скажу, что мы занимается этим проектом. Начали в 2017 году с канадской компании, но мы быстро поняли, что это нам не подходит, потому что консультанты сидели в Канаде. Советы давались шаблонные, которые не работают в точном земледелии. Нужно смотреть индивидуально на каждое поле, на каждый участок и копать в буквальном смысле слова в глубину. И мы начали работать с «ЭлектронАгро», и мы можем сказать, что для нас успешно.

Алексей Трубников, генеральный директор ассоциации «ЭлектронАгро» про точное земледелие в компании «РЗ Агро»:
Если вспомнить весь путь, как он начинался, и 128 вопросов, которые были заданы мне, дискуссии с иностранными консультантами. Первые два года были очень насыщенными, вся команда прошла шаги изменений. Команда принимала на себя ответственность в условиях неопределенности, когда вообще негде было в России посмотреть, как это работает, никто не мог показать 10 тыс. гектаров, работающих по дифференцируемому внесению. Прошли все стадии: и шок, и непринятие, и замешательство, и нерешительность.

Марлен Мкртчан, генеральный директор и собственник ООО «Чарышское», Алтайский край:

Модератор: – Какая у вас текущая ситуация?

– Ситуация, как и везде, тяжелая, но все-таки не патовая. Расскажу, что мы сеем и какая себестоимость. По культурам, наиболее рентабельными в этом для нас получились гречиха, лен, подсолнечник, по ним у нас себестоимость получилась более-менее нормальная. По таким культурам, как пшеница, соя, рапс на уровне рентабельности. На все культуры цена реализации упала в 2 раза, еще надо отметить, что качество тоже упало.

Говоря про Алтай и Сибирь в целом, рядом у нас Китай и многие, особенно масленичные культуры, вывозят туда, и в этом году экспорт значительно ниже.

Наша стратегия по реализации продукции в том, что мы стараемся продавать 30% осенью, 30% зимой и 40% после Нового года, в принципе, плюс-минус каждый год мы этого придерживаемся.

Что касается планов на следующий год, могу сказать, что сильно нечего менять. Как у нас сложился севооборот, так и оставляем, немного корректируя, но не более 50%. Мы условно будем уменьшать твердую пшеницу, увеличивать мягкую, немного увеличим подсолнечник, потому что в этом году у нас был не сильно большой объем, увеличим лен, несмотря на то что цена упала почти в 2 раза, потому что затрат на него не так много.

Что касается затрат, примерно на какие позиции они увеличились: гсм на 25- 30%, на масла почти в два раза, на запчасти и технику очень значительно, а на удобрения, наоборот, снизились примерно на 10%.

Модератор: – Какие технологии вы используете?

– С 2021 года мы постепенно переходим на технологию ноутил, потому что кадровые вопросы и вопросы техники нас сподвигли к тому, что надо двигаться в этом направлении. И в этом году из 10 тыс. гектар только под кукурузу обрабатывали почву, все остальное было посеяно прямым посевом.

Что касается технологии точного земледелия, в этом году компания «Агроноут» сделала нам анализ почвы и карты. Мы оснастили свои посевные комплексы, но полноценно не удалось их использовать, потому что человеческий фактор и техника немного подвели, но на двух полях все-таки посеяли. Полных данных пока не могу сказать, но по тем цифрам, которые нам дали, видна приличная эффективность. На следующий год мы будем продолжать эту работу и постараемся на большей площади посеять дифпосевом.

Модератор: – Из-за близости к Китаю закупаете ли вы технику там?

– Что касается Китая, в прошлом году купили две единицы китайской техники — это трактор и фронтальный погрузчик. Нареканий никаких нет, и сейчас у нас в планах купить еще один китайский трактор. По сегодняшней ситуации мтз стоит дороже, чем китайские трактора, но по качеству и по комфорту они явно уступают.

Модератор: – Нужно ли почвенное обследование предприятию на первых годах жизни?

– Мне кажется, не такое детальное, но необходимо, для того чтобы понимать, на каких почвах вы работаете. Это основа основ, так как можно упереться в проблему и не понимать, почему там, например, такие всходы или удобрения не работают и т.д.

Валерий Солопов, собственник «ТамбовАгропромхимия», город Тамбов:

– На сегодняшний день продолжается уборка урожая. Нам осталось убрать примерно 20% урожая кукурузы. Но ситуация у других холдингов катастрофическая. Многие культуры еще не убраны. Основные наши проблемы сейчас – это уборка, нам нужно ее закончить, а потом уже будем распределять и смотреть, что из этого получается.

Модератор: – Ваше отношение к точному земледелию?

– Все наши трактора оснащены автопилотами, в нашем холдинге присутствует ртк антенна и порядком 30-35 единиц техники оборудованы тримблом.

Модератор: – Что вы думаете по поводу дифференцируемого внесения семян и удобрений?
– Сеялки у нас дифференцируемо сеют, это колоссальная экономия, плюс нет перераспределения семян. В этом году у нас получилось так, что часть семян была возвращена на основную базу. Мы не используем эту технологию на зерновых, потому что там массовый сев. Именно эта технология была использована на подсолнечнике и кукурузе, где идут четкие рядки для посева.

Модератор: – Делаете ли вы анализ почвы и картирование?

– Мы не делали картирование, а анализ почвы мы, естественно, проводили, смотрели на азот, фосфор, калий, когда применяли известкование. Это большая серьезная работа.

Александр Кочубей, соучредитель холдинга «Гелеопакс» в Волгограде:

– Все процессы инфляционные начались ровно год назад, все начало взлетать на десятки или даже больше процентов. Этот год прошел на достаточно эффективных закупках. В прошлом году, когда мы делали расчеты по тем рыночным ценам и на ту структуру и технологию, которая была у нас, показатели говорили о том, что затраты увеличатся на 45%, по факту получилось где-то 25-28% в среднем по хозяйствам.

Произошло это благодаря определенным запасам, затем элемент изменения технологий, замены препаратов, поиск альтернатив. Но мы явно только входим в этот кризис, и он явно будет более глубоким. Говоря в целом, можно сказать, что год был аномальным и урожайность аномальная и погода преподносила сюрпризы.

Модератор: – Ваше отношение к полевой аналитике, к полевым экспериментам. Как они могут повлиять на стратегию агропредприятия?

– Система точного земледелия дает классный инструмент при проведении полевых экспериментов. Такие инструменты дают возможность провести колоссальное количество опытов, закладывать и снимать их, анализировать их и получать результаты, которыми можно будет потом пользоваться. В этом перспектива высокая.

Модератор: – Где искать резервы рентабельности аграриям?

– В совершенствовании технологий. Необходимо двигаться с инструментальной базой, более совершенной.

Модератор: – Какие точные технологии земледелия вы используете в вашем хозяйстве?
– Технология прямого посева в первую очередь. С этой технологией мы экспериментировали еще в 2009 году, затем с 2011 года стали переходить на нее поэтапно, и с 2017 года мы практически на 100% перешли на нее. В среднем с использованием этой технологии рентабельность увеличилась на 35%. Производительность увеличилась на 40%, выработка собранной продукции увеличилась примерно в 2 раза.

Владимир Плотов, фермер из Липецкой области, блогер:

– Точное земледелие - это будущее. Это нужно для тех, кто захочет выжить на этом рынке.
Мы применяем дифференцируемое внесение удобрений и семян, но пока самостоятельно. В этом году начали прорабатывать вопрос картирования урожайности с Ростсельмашем. Пока это в процессе.
Я считаю, что концепция контроля рентабельности заключается в том, чтобы на бедных участках меньше вносить удобрений, а на богатых больше. А с семенами наоборот, на более плодородных участках я уменьшаю норму высева. Допустим, на зерновых в два раза. Семена дорогие, удобрения дорогие, а исходя из этого получается экономия.

Продолжение читайте в следующем номере журнала «АПК Эксперт».

Источник: «АПК Эксперт»

Поделиться: