О том, как развивалась масложировая отрасль в течении года, какая работа ведется по импортозамещению, тенденциях дальнейшего развития, рассказал исполнительный директор Масложирового союза России Михаил Мальцев.
- Михаил Станиславович, 2024 год подходит к концу. Как развивалась отрасль в течение года? С какими трудностями столкнулась? Какие тенденции дальнейшего развития?
В 2023 году был установлен новый рекорд по урожаю масличных культур — более 29,5 миллионов тонн, благодаря этому производство масложировой продукции выросло и по итогам года может составить почти 26 миллионов тонн. По прогнозам будет произведено более 10 миллионов тонн растительных масел, из которых почти 7,5 миллионов тонн отправится на экспорт, что на 830 тысяч тонн больше, чем в прошлом году.
Важно отметить, что в этом году нам удалось переработать большие переходящие остатки сырья, накопленные за предыдущие несколько лет. К началу нового сезона 2024/25 остатки масличных культур вернулись к традиционным для масложировой отрасли показателям около 1,2 миллиона тонн.
Пошлины в 50% на импорт растительных масел и шротов в ЕС, введённые с 1 июля 2024 года, фактически блокирует поставки готовой продукции из России и повлияли на экспорт растительных шротов (подсолнечный, рапсовый, соевый), так как из России в Евросоюз уходило около трети от общего объёма вывоза этой продукции. Введение пошлин потребовало от отрасли быстрой переориентации отгрузок этих объёмов на другие рынки.
- Достаточно ли подсолнечника для производства масла?
Мы полагаем, что урожай подсолнечника в России в 2024 году может составить более 16 млн тонн без учета новых территорий. На юге России есть существенное падение урожайности из-за засухи, зато это компенсируется рекордными показателями по сбору в Поволжье и на Алтае. Кроме того, по последним данным в новых регионах уже собрано более 1,3 млн тонн семечки, по окончании уборки ожидаем увеличение до 1,6 млн тонн. Производство масла в этом случае прогнозируется более 7,6 млн тонн, что является рекордным показателем для отрасли.
- Много ли продукции производится на экспорт? В какие страны?
Экспорт подсолнечного масла по итогам 2024 года, вероятно, составит почти 5,4 млн тонн, на 1 млн тонн больше, чем в 2023 году. Соевого масла будет экспортировано примерно 820 тысяч тонн, что на 150 тысяч больше по сравнению с прошлым годом. Вывоз рапсового масла может составить 1,29 млн тонн, что на 300 тысяч тонн меньше, чем в 2023 году, из-за снижения валового сбора и активного экспорта рапса в качестве сырья через пограничный переход в Забайкалье.
Исторически сложилось, что большая часть экспорта товаров масложировой промышленности направляется в страны Юго-Восточной Азии и Северной Африки. В настоящее время в этих регионах наблюдается не только рост численности населения, но и увеличение доходов, особенно среди городских жителей. Интенсивное развитие гостинично-ресторанного сектора повышает спрос на растительные масла как для непосредственного употребления, так и для производства ингредиентов, полуфабрикатов и пищевых заготовок.
Кроме того, отечественная продукция занимает всё большую долю на традиционных для нас рынках (Индия, Китай, Египет, Турция, Иран, Алжир), возможно расширение поставок в страны Ближнего Востока и платёжеспособные государства Африки.
- Какие тенденции по ценообразованию? Будет ли увеличиваться цена на подсолнечное масло?
С сентября 2024 года мы наблюдаем рост мировых цен на растительные масла, что привело и к увеличению внутренних цен на подсолнечник и масло из него. В моменте, внутренние цены на семечку и, соответственно, подсолнечное масло находятся на своем пике, но, с учетом разворота мировых цен на растительные масла и роста экспортной пошлины на подсолнечное масло, которая вернулась в ноябре 2024 года, начинается их снижение.
По последним данным экспортные цены на подсолнечное масло в Черноморском бассейне и в европейских портах за неделю просели в диапазоне 20-30$/т, цены на рапсовое масло за последние две недели в Китае упали на 70$/т, в Индии продолжила снижаться стоимость соевого масла, упав за неделю на 15$/т.
На этом фоне в начале недели, впервые с начала сбора урожая снизились цены на семечку на Украине, главном нашем конкуренте на рынке подсолнечного масла. При этом Украинские переработчики закупаются лишь на короткий период, оправданно ожидая дальнейшего уменьшения стоимости подсолнечника.
Мы также ожидаем массовый разворот цен на масличные на нашем рынке. При этом стоимость подсолнечника в России будет снижаться быстрее и значительнее. К падению мировых цен на растительные масла добавляется растущая экспортная пошлина на подсолнечное масло, которая по прогнозам в январе составит около 15 тысяч рублей за тонну, а в феврале, с учетом пересмотра порядка определения размера экспортной пошлины, который будет запущен на днях Минсельхозом России, составит около 23 тысяч рублей за тонну.
С учетом того, что покупка семечки осуществляется в среднем за 1,5-2 месяца до отгрузки подсолнечного масла на экспорт, закупочные цены на подсолнечник CPT МЭЗ в ЮФО, в складывающихся условиях, уже до нового года могут опуститься ниже 37 тысяч рублей за тонну семечки без НДС.
- Какую долю на рынке занимает пальмовое мало? Много ли его поставляется в Россию?
На протяжении многих лет объем импорта пальмового масла в Россию находится примерно на одном уровне – около 1 млн тонн в год. Этот год не является исключением, объемы сохранятся. Тропические масла завозятся в нашу страну для производства промышленных жиров, использующихся в смежных отраслях – кондитерской, хлебопекарной и других.
- Какая работа ведется по импортозамещению?
С точки зрения товарного производства масложировой продукции на сегодняшний день мы практически на 100% обеспечили импортозамещение.
Для нашей отрасли актуально два направления по импортозамещению, чтобы обеспечить независимость по производству сырья и технологическую самообеспеченность. Для этого ведется селекционная работа по созданию отечественных сортов и гибридов семян масличных, а также развивается производство оборудования для масложировой перерабатывающей промышленности в рамках национального проекта «Технологическое обеспечение продовольственной безопасности».
Источник: «АПК Эксперт»