В условиях меняющегося глобального рынка и растущего спроса на сельскохозяйственную продукцию, российские морские порты демонстрируют уверенный рост перевалки зерновых и минеральных удобрений. По итогам девяти месяцев 2024 года наблюдаются как положительные, так и отрицательные изменения в товарообороте, отражающие динамику внутренних и внешних рынков.
Общие показатели перевалки грузов
По данным Ассоциации морских торговых портов, с января по сентябрь 2024 года объем перевалки зерновых культур в морских портах России составил 56,9 миллиона тонн. Это на 3,8% больше, чем за аналогичный период 2023 года. Данный рост является предпосылкой для отечественного сельского хозяйства и обеспечения устойчивого спроса на российское зерно на международных рынках.
Одним из основных факторов, способствующих увеличению объемов перевалки зерна, стало стабильное развитие аграрного сектора страны. В последние годы российское сельское хозяйство в значительной степени увеличило свои показатели благодаря внедрению современных технологий, повышению урожайности и устойчивой логистики. Например, использование новых сортов зерновых и оптимизация агрономических практик сыграли свою роль в достижении высоких результатов.
Необходимо отметить, что объем перевалки минеральных удобрений также показал впечатляющий рост, увеличившись на 21,5% и достигнув 32,2 миллиона тонн. Это связано с растущим спросом на удобрения, как на внешнем, так и на внешнем рынках, а также с усиливающейся конкуренцией среди производителей, что обуславливает их активное развитие экспортных направлений.
Однако не все сегменты грузопотока показали положительные результаты. Общий объем перевалки сухогрузов в январе — сентябре 2024 года сократился на 4% — до 332,4 миллиона тонн. Спад в этом сегменте может быть связан со снижением спроса на различные виды товаров на внешних рынках, а также с общими экономическими тенденциями, которые влияют на торговлю. Существуют трудности с различными вызовами, включая экономическую неопределенность и колебания валютных курсов, которые могут ограничить объемы экспорта.
Снижение объемов перевалки грузов
Объем перевалки наливных грузов также показал снижение, составив 335 миллионов тонн (сокращение на 2,9% ). Важно отметить, что в этом сегменте перевалка пищевых грузов увеличилась на 6,8% , составив 4,6 миллиона тонн. Этот рост может стать преимуществом в сфере продовольственных товаров, как на внутреннем рынке, так и на внешнем. В условиях кризиса и изменений в потребительских предпочтениях российские производители адаптируются и находят новые возможности для роста.
Снижение объемов перевалки наливных грузов может быть связано с несколькими факторами, включая изменения в спросе на энергоносители и химические продукты. Так, сокращение объемов перевалки нефтепродуктов и других наливных грузов на фоне глобального перехода на альтернативные источники энергии и растущих экологических требований приводит к снижению общей динамики этого сегмента. Необходимо также учитывать, что изменения в законодательстве, промышленной безопасности и экологии могут повлиять на бизнес-процессы компаний и их способность конкурировать на международном рынке.
При анализе региональных рынков важно отметить, что грузооборот морских портов Азово-Черноморского бассейна сократился на 7,5% , составив 209,4 миллиона тонн . Это снижение может быть связано с рядом факторов, включая сезонные колебания, изменения спроса на экспортируемые товары и внутренние проблемы экономики. Например, неблагоприятные погодные условия и трудности в транспортировке могут повлиять на объемы перевалок.
В то же время порты Балтийского бассейна показали небольшое увеличение грузооборота на 1% , достигнув 206,5 миллиона тонн. Этот рост можно объяснить активизацией торговли с помощью альтернативных технологий, а также расширением транспортных коридоров, что открывает дополнительные возможности для российских экспортеров. Улучшение внедрения и развитие новых маршрутов также увеличивают масштабы перевалок.
Региональные различия и будущие перевалки грузов
Особое внимание следует уделить грузообороту морских портов Каспийского бассейна, который увеличился на 9,3% , достигнув 6,2 миллиона тонн. Это обеспечивает наличие возможностей для развития грузопотоков через этот бассейн, особенно во всех новых международных соглашениях, и поддерживает сотрудничество с соседними странами. Каспийский бассейн становится все более привлекательным для инвестиций и торговли, что открывает возможности для развития новых проектов.
В то же время Дальневосточный бассейн показал снижение на 2,3% , составив 175,9 миллиона тонн. Это может свидетельствовать о проблемах в логистике и необходимости изменения уровня конкурентоспособности портов. Недостаточная развитость транспортной сети и высокие затраты на логистику могут негативно сказаться на привлечении региона к торговым партнерам.
Согласно предоставленной ранее информации, объемы экспорта через порты Краснодарского края увеличились на 3% за девять месяцев 2024 года, что обеспечило устойчивый спрос на российское зерно в странах Азии. Ожидается, что российские порты смогут увеличить объемы перевалок, если будут продолжаться инвестиции в модернизацию портовой миграции и улучшение логистики. Инвестиции в новые технологии и повышение эффективности деятельности также являются ключевыми факторами, способствующими росту перевалки грузов.
Устойчивый рост перевалки зерна и удобрений свидетельствует о возможностях дальнейшего развития сектора, однако необходимо уделить внимание проблемам, возникающим в отдельных регионах и сегментах грузопотока. Для достижения результатов роста необходимо не только модернизировать инфраструктуру, но и разработать новые логистические маршруты, которые позволят экспортировать товары на международный рынок.
Источник: «АПК Эксперт. Растениеводство»